Гелос - библиотека коллекционера
 

АНТИКВАРНЫЕ АУКЦИОНЫ

РАСПИСАНИЕ аукционов РАСПИСАНИЕ аукционов
РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов
Как принять участие Как принять участие
ПРОДАЖА АНТИКВАРИАТА

АНТИКВАРНЫЙ САЛОН on-line
ИНТЕРНЕТ - АУКЦИОНЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Букинистика Антикварные
и нумизматические аукционы
Аукционы недвижимости Аукционы недвижимости
Аукционы недвижимости Институт "Гелос"
Аукционы недвижимости Портал www.gelos.ru
Пресс-служба Антикварный журнал

Нумизматика Нумизматика и фалеристика
Антикварное оружие Антикварное оружие
Букинистика Букинистика
Филателия Филателия

Русская икона Русская икона
Старинная живопись Старинная живопись
Современное искусство Современное искусство
Гелос-Наследие Гелос-Наследие

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное   искусство
Ювелирные изделия Ювелирные изделия
Старинная мебель Старинная мебель
Коллекционные вина Коллекционные вина

Поездки за рубеж Поездки за рубеж

ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА
Антикварные аукционы. Новости. Обзоры. Анонсы

СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ

Rambler's Top100

антиквариат 11 марта состоится
антикварный аукцион
по пятницам
Каталог аукциона

 

антиквариат 16 марта состоится
антикварный аукцион
по средам
Каталог аукциона

 

антиквариат 25 марта состоится
Аукцион Месяца
(Первоапрельский Аукцион)
Каталог аукциона


"ГЕЛОС" - Библиотека коллекционера

КРАМСКОЙ Иван Николаевич // Библиотека коллекционера

КРАМСКОЙ Иван Николаевич

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837, Острогожск, Воронежская губ. 1887, Петербург) Родившийся в провинции, в семье писаря, И. Н. Крамской пробивался к искусству с редким упорством. Пятнадцати лет он поступил учеником к иконописцу, год спустя - ретушером к фотографу. В 1857 г., оказавшись в Петербурге, рискнул без подготовки держать экзамены в АХ и был принят. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из АХ именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников - своеобразную коммуну. В эти годы он много занимался портретами, главным образом заказными, для заработка, исполняя их в технике "мокрого соуса", позволявшей имитировать фотографию. Из его ранних работ особенно выделяются портрет В. М. Максимова (1866)и автопортрет(1867). Однако с течением времени Артель стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей - созданием ТПХВ. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму. Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление сплошь и рядом наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо сознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно. В картине "Христос в пустыне" (1872), над которой он напряженно работал несколько лет, ему удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина достойно вошла в историю отечественного искусства. В небольшой композиции "Осмотр старого барского дома" (1873-80) Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространенные в жанровой живописи того времени. Незаурядным произведением оказалась его "Неизвестная" (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства - загадочностью обстоятельств работы над нею). Но не стала серьезным явлением картина "Неутешное горе" (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Попытка воплотить фантастический мир в картине "Русалки" (1871) обернулась слащавостью. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной "Хохот ("Радуйся, царю иудейский!")" (1877-82), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, М. М. Антокольского (все 1876), Н. А. Некрасова (1877-78), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и др.; часть этих портретов была написана специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: "Полесовщик" (1874), "Созерцатель" (1876), "Мина Моисеев" (1882), "Крестьянин с уздечкой" (1883). Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Все же именно в 1880-х гг. он поднялся на новую ступень - добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.

ТВОРЧЕСТВО И.Н. КРАМСКОГО

Вся жизнь Ивана Николаевича Крамского, художника-демократа, крупного теоретика и критика, педагога и признанного главы Товарищества передвижников, похожа на этот "честно и хорошо прожитый" день, когда впервые проявился его природный дар организатора. Крамской был одним из ведущих членов Товарищества передвижных выставок до последних лет своей жизни, и не случайно лучший период деятельности организации совпал с периодом наивысших достижений художника. Важную роль сыграл Крамской в том, что Товарищество передвижных выставок стало школой передового русского искусства. Всю свою многогранную деятельность он посвятил одной цели – борьбе за победу реалистического искусства.

Биография художника – пример безграничной честности бескорыстия, твердых принципов и убеждений. Авторитет Крамского был столь велик, что современники называли его "разумом передвижников", а Стасов считал, что критические статьи Крамского по вопросам изобразительного искусства написаны не менее талантливо, чем критические статьи Белинского по вопросам литературы.

"Автопортрет" (1867, ГТГ) – одно из произведений художника, созданных в зрелый период творчества. Здесь Крамской – представитель разночинной интеллигенции, прошедший сложный путь жизненных испытаний, бывший и переписчиком в канцелярии, и подмастерьем у иконописца, и ретушером у фотографа. "Автопортрет"- документ эпохи 60-х годов XIX столетия. Пафос гражданских идей, пронизывающий полотно, стал неотъемлемым качеством лучших портретов художника, созданных им и позднее – в 70-е годы.

Портрет – любимый жанр Крамского.

Портрет Л. Н. Толстого (1873, ГТГ) особенно интересен. Это было первое изображение писателя, сделанное с натуры, и по степени выражения "диалектики души", цельности характера, особой проясненности и глубине мысли является лучшим среди других живописных характеристик писателя, сделанных позднее.

Портрет Л.Н. Толстого, как и многие другие портреты "людей, дорогих нации": И. А. Гончарова (1874), Н. А. Некрасова (1877), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879), был заказан и приобретен собирателем П. М. Третьяковым, с которым художник был связан тесной дружбой. Их объединяло общее дело: Крамской- идеолог и вождь Товарищества, Третьяков – пропагандист искусства передвижников.

В наследии художника большое место занимают портреты людей из народа. Интересные крестьянские образы созданы в картинах "Полесовщик" (1874, ГТГ), "Крестьянин с уздечкой" (1883, Государственный музей русского искусства, Киев) и особенно в этюде к последнему – "Портрет Мины Моисеева" (1882, ГРМ). Это не только яркие личности, но и социальные типы.

Однако самая дорогая художнику тема, которую он хотел более всего выразить в своем искусстве, которую он вынашивал многие годы, с выражением которой были связаны наибольшие сложности, – это тема жертвенной судьбы революционера, тема совести. А иначе – высокая тема бескорыстного и самоотверженного служения людям.

Эта мысль стала главной в картине "Христос в пустыне" (1872, ГТГ). Мучительные раздумья, готовность пожертвовать собой ради общего блага составляют содержание образа Христа. Полотно стало своеобразной формой выражения передовых идей современности. Картина была показана на второй передвижной выставке Товарищества и привлекла всеобщее внимание – так страстно и сурово прозвучала в ней тема раздумий о выборе жизненного пути.

В 80-е годы художник создает ряд интересных картин, открывающих новые стороны его дарования: "Лунная ночь" (1880), "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884; все три в ГТГ).

Крамской приветствовал новые живописные завоевания в русском искусстве конца 1870 – начала 1880-х годов. В письме к своему ученику И. Е. Репину он писал: "...Нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но ... как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника – сердце?"

Ремонт ноутбуков Asus HP Dell, замена матрицы.
шкафы холодильные для кухни москва
Опубликовано: gelos в Март 30, 2005 04:18 PM
Внимание! Перепечатка материалов (фото, тексты), ссылки на любые материалы без разрешения ООО Аукционный Дом "Гелос" запрещены.
Главная | Аукционный Дом Гелос | Оценка антиквариата | Антикварные аукционы |
Продажа антиквариата | Интернет-аукцион антиквариата | Обсуждение антиквариата|
Добавить в Избранное