Гелос - библиотека коллекционера
 

АНТИКВАРНЫЕ АУКЦИОНЫ

РАСПИСАНИЕ аукционов РАСПИСАНИЕ аукционов
РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов
Как принять участие Как принять участие
ПРОДАЖА АНТИКВАРИАТА

АНТИКВАРНЫЙ САЛОН on-line
ИНТЕРНЕТ - АУКЦИОНЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Букинистика Антикварные
и нумизматические аукционы
Аукционы недвижимости Аукционы недвижимости
Аукционы недвижимости Институт "Гелос"
Аукционы недвижимости Портал www.gelos.ru
Пресс-служба Антикварный журнал

Нумизматика Нумизматика и фалеристика
Антикварное оружие Антикварное оружие
Букинистика Букинистика
Филателия Филателия

Русская икона Русская икона
Старинная живопись Старинная живопись
Современное искусство Современное искусство
Гелос-Наследие Гелос-Наследие

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное   искусство
Ювелирные изделия Ювелирные изделия
Старинная мебель Старинная мебель
Коллекционные вина Коллекционные вина

Поездки за рубеж Поездки за рубеж

СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ

антиквариат 11 марта состоится
антикварный аукцион
по пятницам
Каталог аукциона

 

антиквариат 16 марта состоится
антикварный аукцион
по средам
Каталог аукциона

 

антиквариат 25 марта состоится
Аукцион Месяца
(Первоапрельский Аукцион)
Каталог аукциона


"ГЕЛОС" - Библиотека коллекционера

Гончарова Наталья Сергеевна // Библиотека коллекционера

Гончарова Наталья Сергеевна

Гончарова Наталья Сергеевна (3.07.(21.06).1881, с. Нагаево Тульской губ. - 7.10.1962, Париж) - живописец, график, художник театра. Из дворянского рода, ведущего начало со второй половины XVIII века, приходилась правнучатой племянницей жене А. С. Пушкина. С детства жила в Москве. После окончания гимназии и недолгих занятий на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в 1901 поступила на скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где училась у С. М. Волнухина и Я. П. Трубецкого; посещала класс живописи К. А. Коровина. В 1904 получила малую серебряную медаль за этюды животных из глины, но вскоре прекратила учебу из-за слабого здоровья.

В дальнейшем занималась в основном живописью. Решающую роль в ее судьбе сыграла встреча с соучеником по училищу М. Ф. Ларионовым, который стал спутником ее жизни.

В 1901-06 писала импрессионистские пейзажи акварелью и пастелью. Участвовала в выставках: МУЖВЗ (1904), московского Литературно-художественного кружка (1904), Московского Художественного театра (1905), и Русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906). Картины покупали видные московские коллекционеры: А. И. Морозов, Н. П. Рябушинский, Н. В. Рудаков, П. Г. Солодовников, М. Ф. Ходасевич.

В 1906 пришла к своеобразному синтезу кубизма и примитивизма, использовала традиции лубка, провинциальной вывески, русской иконы. Отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике: "Уборка хлеба", "Беление холста", тетраптих "Сбор плодов" (1907-08), цикл "Сбор винограда" (1911), тетраптих "Евангелисты" (1910), цикл "Жатва" (1911).

Исполняла лубочные графические листы, посвященные православным святым: "Жизнь великомученицы Варвары", "Житие св. Флора и Лавра" и др.; создала литографическую серию "Мистические образы войны" (М., 1914). Участвовала в создании футуристических книг: "Игра в аду" и "Мирсконца" В. Хлебникова и А. Крученых, "Le Futur" и "Сердце в перчатке" К. Большакова, "Вертоградари под лозами" С. Боброва (все - М., 1913; совм. с М. Ларионовым), "Садок Судей II" (СПб., 1913), "Весна после смерти" Т. Чурилина (М., 1915) и др. Исполняла декоративные скульптуры и лепные фризы для московских особняков, разрабатывала рисунки обоев.

В 1907-08 участвовала в московской выставке "Стефанос", в 1908-10 - в экспозициях журнала "Золотое руно". Вместе с Ларионовым и другими единомышленниками организовала в Москве первые авангардистские выставки: "Бубновый валет" (1910/11), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1913) и "№ 4. Футуристы, лучисты, примитив" (1914). Была одним из авторов эпатажного манифеста "Лучисты и будущники" (1913). Участвовала в передвижном "Салоне" В. А. Издебского (1909/10 и 1911), в выставках: "Союз молодежи" (СПб., 1910), "Мир искусства" (СПб., 1911, 1912, 1913; член общества с 1916), "Выставка живописи 1915 г." (М., 1915), "Der Blaue Reiter" (Мюнхен, 1912) и "1-й Немецкий осенний салон" в галерее Der Sturm (Берлин, 1913).

24 марта 1910 устроила в помещении Литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики в Москве первую персональную выставку, которая закончилась судебным разбирательством, так как полиция усмотрела порнографию в двух картинах, изображавших натурщиц, и в картине "Бог", представлявшей каменного идола "с некоторыми натуралистическими подробностями". Осенью 1913 провела в Художественном салоне на Большой Дмитровке ретроспективную выставку, представив около 800 работ, - от ранних импрессионистских этюдов до полуабстрактной серии "Художественные возможности по поводу павлина" (1911) и беспредметных работ в духе "лучизма". Весной 1914 провела персональную выставку в Художественном бюро Н. Е. Добычиной в Петербурге. Выставки сопровождались лекциями о современном искусстве, вызвали общественный резонанс и острую полемику в прессе.

В 1909 оформила спектакль "Свадьба Зобеиды" Г. Гофмансталя для частной студии К. Крафта в Москве. В 1914 исполнила для Русского балета С. П. Дягилева декорации и костюмы к оперно-балетному спектаклю "Золотой петушок" на музыку Н. А. Римского-Корсакова (балетм. М. М. Фокин, Париж, Гранд-Опера). В том же году совместно с Ларионовым провела в парижской галерее Р. Guillaume выставку живописных работ, которая получила восторженный отзыв Г. Аполлинера. Вернувшись в Москву, оформила спектакль "Веер" К. Гольдони для Камерного театра.

В июне 1915 по приглашению Дягилева выехала вместе с Ларионовым в Швейцарию, побывала в Италии и Испании, а в 1918 окончательно поселилась в Париже. В 1920-х стала одним из основных художников дягилевской труппы; оформила балеты: "Русские сказки" А. К. Лядова (совм. с Ларионовым), "Испания" М. Равеля, "Триана" Д'Альбени, "Ночь на Лысой горе" М. П. Мусоргского, "Лиса", "Свадебка" и "Жар-птица" И. Ф. Стравинского. Исполняла эскизы кукол для Парижского кукольного театра Ю. Л. Сазоновой-Слонимской (1924). Тогда, как и сейчас, широкоформатная печать играла огромное значение при подготовке и оформлении спектаклей. Творческая Мастерская Слогган всегда готова предложить свои услуги по изготовлению декораций или перетяжек.

В 1930-40-е сотрудничала с Ballet Russe de Monte-Carlo и труппой Иды Рубинштейн, с различными европейскими театрами. Исполнила эскизы декораций и костюмов к постановкам "Болеро" М. Равеля (Париж, 1932), "Сорочинская ярмарка" М. П. Мусоргского (Буэнос-Айрес, 1932), "На Днепре" С. С. Прокофьева (Париж, 1933), "Сказка о паре Салтане" Н. А. Римского-Корсакова (Каунас, 1932), "Парижская жизнь" Ж. Оффенбаха (Нью-Йорк, 1933), "Мефисто-вальс" Ф. Листа (Париж, 1935), "Золотой петушок" (новая версия; Париж, 1937), "Золушка" М. Эрлангера (Лондон, 1938), "Севильский цирюльник" Дж. Россини (Лондон, 1948) и др.

Продолжала заниматься живописью, создала циклы: "Колючие букеты", "Магнолии", "Орхидеи", "Рыбы", "Павлины", "Купальщицы" и "Испанки". Исполнила графические серии "Весна" и "Город", обширную галерею театральных портретов, иллюстрации к книгам "Самум" В. Я. Парнаха (Париж, 1919), "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина (Берлин, 1921), "Город" А. Рубакина (Берлин, 1922), "Слово о полку Игореве" (Мюнхен, 1923), "Сказки" Н. Кодрянской (Париж, 1950).

Провела самостоятельно и совместно с Ларионовым выставки в Париже (Sauvage, 1918; Barbazanges, 1919; W. Hirshman, 1929; L'Epoque, 1931; Le Cadran, 1939), Нью-Йорке (Kingor, 1922), Токио (Shiseido, 1923), Лондоне (Claridge, 1926). Выставлялась в Осеннем салоне (член салона с 1921), салоне Независимых и Тюильри. Участвовала в выставках русского искусства в Париже (La Boetie, 1921; Осенний салон, 1921; кафе "La Rotonde", 1925; Zak, 1930; L'Epoque, 1931; d'Alignan, 1931; La Renaissance, 1932; Zak, 1936), Лондоне (Whitechapel, 1921; Belgrave Square, 1935), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Гааге (1924), Брюсселе (1928), Бирмингеме [1928), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), в выставках: "Современный русский и французский театральный дизайн" (Музей Виктории и Альберта, 1926), Международная выставка балета в Лондоне (Whitechapel, 1928), 1-я ретроспектива русского балета в Париже (Billiet, 1930), "Русский балет С. П. Дягилева" Париж, 1939), выставках театрального искусства в Амстердаме (Музей Stedelijk, ;922), Токио (1923), Париже (Музей Гальера, 1933), Нью-Йорке (Музей современного искусства, 1934).

Со второй половины 1930-х жила в забвении, несмотря на работу в театрах и участие в выставках. Интерес к ее творчеству стал возвращаться в послевоенные годы - особенно после "Дягилевской выставки" в Эдинбурге и Лондоне (1954) и ряда крупных ретроспективных выставок, посвященных основоположникам авангарда: "Первые мастера абстрактного искусства" (Париж, 1949), "Воскрешение героической эпохи" (Париж, 1955), "Первое поколение абстрактного искусства" (Брюссель, 1958), "Вклад русских в современное искусство" (Франкфурт-на-Майне, 1959), "Истоки искусства XX века"' (Париж, 1960), "Русские художники Парижской школы" (Сен-Дени, 1960; Париж, 1961), "Der Sturm. 1912-1932" (Берлин, 1961), "Европейское искусство в 1912 году" (Кельн, 1962) и др. Персональные выставки прошли в Париже (Deux Iles, 1948; de l'Institut, 1952,1956; Societe d'art Saint-Gennain-de-Pres, 1958), Милане (1961), Бале, Италия (1961), Лидсе (1961), и Лондоне (Brook Street Gallery, 1961).

В 1963 мемориальная выставка состоялась в Музее современного искусства города Парижа. В 1965 и 1969 прошли выставки в Москве (Музей В. В. Маяковского, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). В 1988, в соответствии с волей Гончаровой и Ларионова, по завещанию их общей наследницы А. К. Томилиной (вдовы Ларионова), несколько сот ее работ поступило в Москву.

// Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Библиографический словарь "Художники Русского Зарубежья 1917-1939 ". СПб. Изд-во "Нотабене", 1999

Опубликовано: gelos в Март 30, 2005 03:02 PM
Внимание! Перепечатка материалов (фото, тексты), ссылки на любые материалы без разрешения ООО Аукционный Дом "Гелос" запрещены.
Главная | Аукционный Дом Гелос | Оценка антиквариата | Антикварные аукционы |
Интернет-аукцион антиквариата | Обсуждение антиквариата|
Добавить в Избранное