Гелос - библиотека коллекционера
 

АНТИКВАРНЫЕ АУКЦИОНЫ

РАСПИСАНИЕ аукционов РАСПИСАНИЕ аукционов
РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов
Как принять участие Как принять участие
ПРОДАЖА АНТИКВАРИАТА

АНТИКВАРНЫЙ САЛОН on-line
ИНТЕРНЕТ - АУКЦИОНЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Букинистика Антикварные
и нумизматические аукционы
Аукционы недвижимости Аукционы недвижимости
Аукционы недвижимости Институт "Гелос"
Аукционы недвижимости Портал www.gelos.ru
Пресс-служба Антикварный журнал

Нумизматика Нумизматика и фалеристика
Антикварное оружие Антикварное оружие
Букинистика Букинистика
Филателия Филателия

Русская икона Русская икона
Старинная живопись Старинная живопись
Современное искусство Современное искусство
Гелос-Наследие Гелос-Наследие

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное   искусство
Ювелирные изделия Ювелирные изделия
Старинная мебель Старинная мебель
Коллекционные вина Коллекционные вина

Поездки за рубеж Поездки за рубеж

СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ

антиквариат 11 марта состоится
антикварный аукцион
по пятницам
Каталог аукциона

 

антиквариат 16 марта состоится
антикварный аукцион
по средам
Каталог аукциона

 

антиквариат 25 марта состоится
Аукцион Месяца
(Первоапрельский Аукцион)
Каталог аукциона


"ГЕЛОС" - Библиотека коллекционера

Бакст Лев Самуилович // Библиотека коллекционера

Бакст Лев Самуилович

Бакст Лев Самуилович - живописец. Родился в Гродно в 1866 году, учился в гимназии, был вольнослушателем в Академии Художеств; довершил свое художественное образование за границей. Впервые представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания «Мира искусства».

Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность. Бакст внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся драпировок, излюбленный художниками, близких «Миру искусства».
Художник продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество графических и живописных портретов известных писателей и художников — Ф. Малявина (1899), В. Розанова (1901), Андрея Белого (1905), З. Гиппиус (1906) и др.
По необходимости содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 г. получил от царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.
Период с 1893 по 1899 г. провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.
В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 года — в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.
В годы первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон», затем оформлял журналы «Золотое руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой и декоративным искусством, оформляя интерьеры и выставки.
К концу 1900-х г.г. Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел и вошел в историю как выдающийся театральный художник. Дебютировал в театре он еще в 1902 г. Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой).
Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в Петербурге.
В 1914 г. Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.
Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г. художник был вынужден покинуть труппу и приобрести мебель для прихожей.

Талант Б. чрезвычайно разносторонен. По словам М. Волошина, Бакст "с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни". У Б. есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Б. не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон".

Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана, Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова, Андрея Белого, г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906).

Ярче всего выразился талант Б. в его театральных постановках; они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы (Александр Бенуа).

В театральных постановках Бакст чрезвычайно разнообразен: строги и стильны его античные трагедии: "Ипполит" (1902) и "Эдип в Колоне" (1904), изящны его балеты "Фея Кукол" (1903) и "Карнавал" (1911), живописны "Саломея" (1909) и "Вакханалия" (1909). Наибольшей красоты и силы Бакст достиг в своих театральных постановках в Париже, где, по предложению С.П. Дягилева, ставил в 1909 году в театре Chatelet балет "Клеопатру", в 1910 году в Большой Опере балеты "Карнавал" и "Шехеразаду", в 1911 году снова в Chatelet балет "Нарцисс". Эти постановки вызвали восторженные отзывы парижской театральной и художественной критики своей сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.

В 1911 году Бакст поставил в Париже "Le martyre de St. Sebastien", мистерию Габриель Д'Аннунцио. В композициях Б. часто видны греческие мотивы, например в "Vision Antique" (1906), "Креон" (1906) и "Антигона" (1904). Он много занимается архаикой. В 1907 году он посещает Грецию и Крит и привозит оттуда огромный художественный материал; в 1909 году выставляет свою громадную картину "Terror Antiquus" с архаической Афродитой на первом плане, а в 1910 году - "Дорогу в Аид".

Свои взгляды на взаимоотношения современного искусства и древности Бакст высказал в статье: "Пути классицизма в искусстве" ("Аполлон", 1909 год, № 2 и 3). Большая часть произведений Бакста находится в частных коллекциях в России и за границей; в Третьяковской галерее в Москве имеются его пейзаж "Вечер в Алжире, "Элизиум", эскиз занавеса для театра Коммиссаржевской, портреты В. Розанова, Балакирева и Ляпунова ; в музее императора Александра III в Петербурге - портрет Александра Бенуа, несколько головок и портрет В. Нувеля. - См. М. Волошин "Архаизм в русской живописи" ("Аполлон", 1909 год, № 1); Вячеслав Иванов "Древний ужас" ("Золотое Руно", 1909 год, № 4), 33 снимка с произведений Л.С. Бакста ("Золотое Руно", 1906 год, № 4); С. Маковский "Страницы художественной критики", т. II; Александр Бенуа "История русской живописи в XIX веке"; его же "Русская школа живописи" (1904). С. Ростовцева.

Умер 27 декабря 1924 г. в Париже от отека легких.

Опубликовано: gelos в Март 29, 2005 03:53 PM
Внимание! Перепечатка материалов (фото, тексты), ссылки на любые материалы без разрешения ООО Аукционный Дом "Гелос" запрещены.
Главная | Аукционный Дом Гелос | Оценка антиквариата | Антикварные аукционы |
Интернет-аукцион антиквариата | Добавить в Избранное