Гелос - библиотека коллекционера
 

АНТИКВАРНЫЕ АУКЦИОНЫ

РАСПИСАНИЕ аукционов РАСПИСАНИЕ аукционов
РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов
Как принять участие Как принять участие
ПРОДАЖА АНТИКВАРИАТА

АНТИКВАРНЫЙ САЛОН on-line
ИНТЕРНЕТ - АУКЦИОНЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Букинистика Антикварные
и нумизматические аукционы
Аукционы недвижимости Аукционы недвижимости
Аукционы недвижимости Институт "Гелос"
Аукционы недвижимости Портал www.gelos.ru
Пресс-служба Антикварный журнал

Нумизматика Нумизматика и фалеристика
Антикварное оружие Антикварное оружие
Букинистика Букинистика
Филателия Филателия

Русская икона Русская икона
Старинная живопись Старинная живопись
Современное искусство Современное искусство
Гелос-Наследие Гелос-Наследие

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное   искусство
Ювелирные изделия Ювелирные изделия
Старинная мебель Старинная мебель
Коллекционные вина Коллекционные вина

Поездки за рубеж Поездки за рубеж

СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ

антиквариат 11 марта состоится
антикварный аукцион
по пятницам
Каталог аукциона

 

антиквариат 16 марта состоится
антикварный аукцион
по средам
Каталог аукциона

 

антиквариат 25 марта состоится
Аукцион Месяца
(Первоапрельский Аукцион)
Каталог аукциона


"ГЕЛОС" - Библиотека коллекционера

Баранов-Россине Владимир // Библиотека коллекционера

Баранов-Россине Владимир

Владимир (настоящее имя Шулим-Вольф) Давидович Баранов появился на свет 1 января 1888 года в селе Большая Липатиха Таврической губернии (сейчас - Запорожская область Украины). С 15 лет учился в Одесском художественном училище. Еще в его стенах увлекся авангардом, был участником выставок в Киеве и Москве. Окончив училище, поступил в Петербургскую академию художеств, но через год был отчислен по банальной причине - за непосещение занятий.

Тогда-то, в 1910 году, вольные ветры русского модернизма и занесли честолюбивого молодого человека в Париж. Баранов сразу оказался в знаменитом "Улье", объединявшем Пикассо, Шагала, Модильяни. Его картины того времени сделаны в манере футуризма и супрематизма, впервые подписаны на французский лад "Россине" (потом он присоединил псевдоним и к своей фамилии).

Особой страницей биографии Баранова стала завязавшаяся тогда и продолжавшаяся всю жизнь дружба с Соней и Робером Делоне. Их влияние на творчество Баранова несомненно. "Цвет ради цвета", "Пока искусство не освободится от предмета, оно осуждает себя на рабство" - эти высказывания французского "ересиарха кубизма" (так себя именовал Р. Делоне) вспоминаются, когда видишь картины Баранова первого парижского периода - "Война", "Голубой апокалипсис".

Одновременно Баранов увлекся светоцветомузыкой. Благодаря этой страсти он познакомился с Александром Скрябиным и написал его портрет. Композитор оставил на нем автограф: "Музыканту красок - Скрябин". "Цена" этого автографа особенно высока. Ведь Скрябин, как известно, много и всерьез занимался синтезом музыки и света, впервые введя в партитуру симфонической поэмы "Прометей" строчку для светового сопровождения. Увлечение Баранова тоже было очень серьезным. Он даже изобрел особого рода фортепиано - "оптофон", каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету. Свет, проходя через сложные оптические фильтры, проецировался на специальный экран - "хромотрон". Это изобретение сделано уже после возвращения Баранова в Россию в феврале 1917 года. В 1923-м он провел первые цветомузыкальные концерты у Всеволода Мейерхольда, а затем и в Большом театре. Сам изобретатель исполнил партию света в сопровождении симфонического оркестра. В программе были произведения Вагнера, Шуберта, Грига, Рахманинова. Между прочим, копия этого уникального музыкального аппарата сейчас хранится в Центре Помпиду в Париже (оригинал погиб во время второй мировой войны). Ну а на родине в 20-е годы "нотная живопись" встретила негативную оценку со стороны официозной критики. Возможно, оптофон был еще не вполне совершенен. Но, как бы то ни было, в 1925 году Баранов покинул СССР окончательно, забрав с собой стенки в гостиную, и снова уехал в Париж.

Примечательно, что и в дальнейшем жилка изобретателя не гасла в этом художнике. И порой весьма далекой от изобразительного искусства оказывалась его фантазия. Например, аппарат под названием "мультиперко" был предназначен для изготовления, стерилизации и розлива газированных жидкостей. Затем Владимир Давидович разрабатывает "хромофотометр" - прибор для анализа качества драгоценных камней. А незадолго до начала второй мировой войны Баранов придумал "динамический камуфляж", авторство которого позднее было ошибочно приписано Жоржу Браку. Его суть - в проецировании увеличенных цветовых пятен, позволяющих "скрыть" любой военный объект - движущийся или неподвижный. Свое изобретение он представил директору заводов Рено и представителям Пентагона. Но по каким-то причинам его тогда не внедрили в производство. Кстати, занимался им он не в одиночку, а со своим другом Робером Делоне.

И разумеется, художник оставался художником. Все эти годы Баранов-Россине - непременный участник Салона независимых, а также других выставок парижского авангарда. К этому добавлялась еще и преподавательская деятельность в открытой им по приезде в Париж "оптофонической академии".

Нетрудно представить, чем грозил Баранову приход нацистов, однако он отказался покинуть город, заявив: "Я люблю Париж и ничего не боюсь!" Его арестовали вместе с семьей. Родных вскоре выпустили, а самого Владимира Давидовича отправили в Освенцим, где он погиб в январе 1944 года.

Произведения Владимира Баранова-Россине на Западе нынче в моде. Например, на русских торгах "Сотбис" в ноябре прошлого года его картина "Зеленый апокалипсис" 1912 года "ушла" за 350 тысяч долларов.


Опубликовано: gelos в Март 29, 2005 03:22 PM
Внимание! Перепечатка материалов (фото, тексты), ссылки на любые материалы без разрешения ООО Аукционный Дом "Гелос" запрещены.
Главная | Аукционный Дом Гелос | Оценка антиквариата | Антикварные аукционы |
Интернет-аукцион антиквариата | Добавить в Избранное