Гелос - библиотека коллекционера
 

АНТИКВАРНЫЕ АУКЦИОНЫ

РАСПИСАНИЕ аукционов РАСПИСАНИЕ аукционов
РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов
Как принять участие Как принять участие
ПРОДАЖА АНТИКВАРИАТА

АНТИКВАРНЫЙ САЛОН on-line
ИНТЕРНЕТ - АУКЦИОНЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Букинистика Антикварные
и нумизматические аукционы
Аукционы недвижимости Аукционы недвижимости
Аукционы недвижимости Институт "Гелос"
Аукционы недвижимости Портал www.gelos.ru
Пресс-служба Антикварный журнал

Нумизматика Нумизматика и фалеристика
Антикварное оружие Антикварное оружие
Букинистика Букинистика
Филателия Филателия

Русская икона Русская икона
Старинная живопись Старинная живопись
Современное искусство Современное искусство
Гелос-Наследие Гелос-Наследие

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное   искусство
Ювелирные изделия Ювелирные изделия
Старинная мебель Старинная мебель
Коллекционные вина Коллекционные вина

Поездки за рубеж Поездки за рубеж

СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ

антиквариат 11 марта состоится
антикварный аукцион
по пятницам
Каталог аукциона

 

антиквариат 16 марта состоится
антикварный аукцион
по средам
Каталог аукциона

 

антиквариат 25 марта состоится
Аукцион Месяца
(Первоапрельский Аукцион)
Каталог аукциона


"ГЕЛОС" - Библиотека коллекционера

Анисфельд Борис Израилевич // Библиотека коллекционера

Анисфельд Борис Израилевич

Анисфельд Борис (Бер) Израилевич (1879-1973). Видный художник русского театра, график, живописец. В 1900 году окончил Одесскую рисовальную школу, после чего учился в АХ у Д.Н.Кардовского и И.Е. Репина. В 1909 получил звание художника. Работал до 1917 в Петербурге, затем уехал в США. Известен работами над оперными и балетными постановками театров Петербурга, Парижа, "Метрополитен-опера", "Чикаго-опера". Член объединения "Мир искусства". Работал также в жанре сатирического рисунка, оформлял книги. Художественный рейтинг 2А — художник-профессионал высокого класса с ярко выраженной индивидуальностью.

Родился в местечке Бельцы (Бессарабская губерния) 2 (14) октября 1878. Учился в Одесской рисовальной школе у Г.А.Ладыженского и К.К.Костанди (1895–1900). Занимался также в петербургской Академии художеств (1901–1909), в мастерских И.Е.Репина и Д.Н.Кардовского. Был членом «Мира искусства» (с 1910), участвовал в выставках «Союза русских художников», в выставке ювелирных украшений, на которой были представлены Серебряные кулоны Водолей.

Получил известность живописными образами сказочных грез и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея; Волшебное озеро, 1914, Русский музей, Петербург); стремился к особой, ирреальной звучности цвета. Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль Свадьба Зобеиды по Г.фон Гофмансталю (1907, театр В.Ф.Комиссаржевской, режиссер В.Э.Мейерхольд). С 1909 работал для «Русского балета» С.П.Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л.С.Бакста и других мастеров. Самостоятельно оформил балеты Подводное царство на музыку Н.А.Римского-Корсакова (1911, «Русский балет» С.П.Дягилева), Исламей М.А.Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М.М.Фокин), Прелюды Ф.Листа и Семь дочерей Горного Короля А.А.Спендиарова (1912–1913, антреприза Анны Павловой в Берлине), Египетские ночи А.С.Аренского (1913–1914, антреприза М.М.Фокина в Берлине и Стокгольме), Видение розы на музыку К.М.Вебера и Сильфиды на музыку Ф.Шопена (1914, антреприза В.Ф.Нижинского в Лондоне) и ряд других. Самобытно воплотил характерную для «живописного театра» модерна тенденцию к превращению сценического действа в бессюжетно-красочное, «чисто музыкальное» зрелище.

В 1917 Анисфельд выехал через Сибирь и Дальний Восток в Японию, а с 1918 обосновался в Нью-Йорке. Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен-опера», а с 1921 – и с Чикагской оперой. Переехав в Чикаго (1928), вплоть до 1957 преподавал в местном Художественном институте. Активно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940–1950-е годы исполнил цикл картин на евангельские темы. Умер Анисфельд в Уотерфорде (шт. Коннектикут) 4 декабря 1973.

Одна из картин Бориса Анисфельда, хранящаяся в собрании Музея Современного Искусства (Москва), носит название «Город призраков». Художник, погружаясь в цветное сфумато воспоминаний, грезит, вызывая прошлое. Такое метафорическое понимание образов характерно для всего творчества мастера. Это определено не столько испытанным в ранние годы влиянием пассеизма художников объединения «Мир искусства», с которыми он выставлялся с 1911, сколько его близостью (и по технике живописи, и по сюжетам) к творчеству некоторых мастеров «Голубой розы»: С.Ю.Судейкину, Н.Д.Милиоти, Н.Н.Сапунову (отчасти и к молодому М.Ф.Ларионову). Переливы многозвучных красочных сочетаний, виртуозная кисть сближают его с этими художниками. Громадное значение имела начавшаяся с 1907 работа для театра (декорации к спектаклю «Свадьба Зобеиды» Г.Гофмансталя в театре В.Ф.Комиссаржевской). Вместе с такими мастерами, как А.Н.Бенуа, А.Я.Головин, Н.Н.Рерих, К.А.Коровин и М.С.Добужинский, Борис Анисфельд участвует в том ренессансе русского сценического действа, который пришелся на начало ХХ столетия. Его театральность оказалась тут весьма кстати. Она легко воссоединилась с восторженностью, поэтичностью его натуры, которая воспитывалась у моря, в Одессе, где жили родители художника. Юношей он зачитывался романами Эдгара По, Фенимора Купера и Джека Лондона. Позже ему открылась красота поэтов французского символизма, Шарля Бодлера и Стефана Малларме. Сам Анисфельд оказался страстным путешественником и уже в начале века вместе с женой изучил страну от Крыма до Севера. Во время таких путешествий он писал многочисленные этюды и охотно и часто представлял на них облака при разном освещении. Этот интерес к переливам красочных масс и стал основой для некоторых открытий в живописи. Позже он обогатил свою внутреннюю цветовую палитру, рассматривая картины старых мастеров, среди которых особо выделялись Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Тьеполо – признанные искусники, режиссеры больших красочных аранжировок. К их алхимическому опыту смешения красок стоило только добавить каплю цветного яда с палитры Адольфа Монтичелли, Одилона Редона и Винсента ван Гога, чтобы путем колдовства получить свой неповторимый цвет – цвет воспоминаний и грез. Талант художника рано заметил проницательный Сергей Дягилев. Он пригласил Анисфельда для участия в русском отделе парижского Осеннего салона в 1906 (художник тогда еще учился в петербургской Академии художеств у И.Е.Репина и Д.Н.Кардовского). Публика и критика обратили внимание на картины художника в 1907, когда на выставке «Венок» он показал композицию «Голубые статуи», а также картины «Весенние сумерки», «Буддистская легенда», «Волшебный сад» (сами работы воспроизводились в журнале «Золотое руно»). Однако постепенно внешняя литературность уходила, оставляя лишь наслаждение красотой цвета. Именно эту сторону дарования художника подмечали все критики. Сергей Маковский в журнале «Аполлон» в 1911 писал об «убедительной театральности» Анисфельда, о том, что это – «художник больших возможностей», который начал «с фантастических яркостей, с ослепительной игры в краски». Позже Абрам Эфрос в том же журнале в 1914 отмечал «сияние красочных масс, звучнейшие сочетания тонов, напряжение цветовой их силы до чрезмерности, до крайности» и говорил, что художник «не захлебывается в разбеге этих красочных волн». Так мастер поступал и в своей декорационной живописи, и в станковой. В сентябре 1917 он с женой и дочерью отправился через Сибирь и Дальний Восток в Японию, а затем в Канаду и США. В январе 1918 при содействии У.-Г.Фокса, директора Бруклинского музея, он устраивает выставку своих произведений, которая прошла успешно. Правда, до 1922 художник еще подумывал о возвращении на родину: сообщение об этом даже появилось в журнале «Среди коллекционеров». Однако последующие приглашения на выставки, а также, что важно, работа для театров Метрополитен-опера и Чикаго-опера увлекла Анисфельда, и он остался в США навсегда. В теат-ральной среде он поддерживал дружеские отношения с идущим против течений постановщиком Михаилом Фокиным, известными мастерами балета, среди которых была и Анна Павлова. В 1928 художник переехал в Чикаго и там преподавал (до 1958) в Институте искусств. Занимаясь и портретом, и пейзажем, мастер добивался больших успехов в символистски-экпрессионистских композициях, полных неуловимой мистики (чуть реже – гротеска). Его художественные искания проявлялись в лирических фантазиях, в которых он перекликался с Марком Шагалом. Для 1940–1950-х важным этапом развития искусства Анисфельда явилась работа над евангельским циклом. Разносторонне одаренный мастер (помимо станковой и декорационной живописи, он также занимался и скульптурой) находился, как он сам подчеркивал, «вне направлений и группировок». Значение гордых одиночек в искусстве ХХ столетия еще не понято до конца, поэтому пример Бориса Анисфельда может оказаться столь важным. Экспозиция Музея дает возможность осознать это. И тут неожиданно открывается, что многие мастера, в данном случае и Анисфельд, уже на чужбине завер-шали в поздних своих работах какие-то важные традиции отечественного искусства – искусства Н.Н.Ге и М.А.Врубеля. Анисфельд говорил: «Я пишу то, что чувствую, а не то, что вижу». Дочь художника описывала колорит его картин как пестрый и веселый ералаш, где цвет значил больше, чем какой-либо другой элемент формы, что именно он являлся опорой для ощущения бодрости, веселого настроения. Однако же трепещущие живописные массы на холсте вовсе не так уж хаотичны, и эта, словно одушевленная, субстанция порождает сама собой цельные и емкие образы. Не всегда оптимистичные… Сложное, большое искусство.

Анисфельд Борис Израилевич на аукционах

Гелос, Аукцион Года, 26 февраля:
Анисфельд Борис Израилевич (1879-1973)
"Прошлая слава"
1953 г. Холст, масло. 102х89.
Каталог Аукциона>>>



Источник mmsi.ru

Опубликовано: gelos в Март 28, 2005 04:20 PM
Внимание! Перепечатка материалов (фото, тексты), ссылки на любые материалы без разрешения ООО Аукционный Дом "Гелос" запрещены.
Главная | Аукционный Дом Гелос | Оценка антиквариата | Антикварные аукционы |
Интернет-аукцион антиквариата | Добавить в Избранное