Гелос - библиотека коллекционера
 

АНТИКВАРНЫЕ АУКЦИОНЫ

РАСПИСАНИЕ аукционов РАСПИСАНИЕ аукционов
РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов РЕЗУЛЬТАТЫ аукционов
Как принять участие Как принять участие
ПРОДАЖА АНТИКВАРИАТА

АНТИКВАРНЫЙ САЛОН on-line
ИНТЕРНЕТ - АУКЦИОНЫ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Букинистика Антикварные
и нумизматические аукционы
Аукционы недвижимости Аукционы недвижимости
Аукционы недвижимости Институт "Гелос"
Аукционы недвижимости Портал www.gelos.ru
Пресс-служба Антикварный журнал

Нумизматика Нумизматика и фалеристика
Антикварное оружие Антикварное оружие
Букинистика Букинистика
Филателия Филателия

Русская икона Русская икона
Старинная живопись Старинная живопись
Современное искусство Современное искусство
Гелос-Наследие Гелос-Наследие

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное   искусство
Ювелирные изделия Ювелирные изделия
Старинная мебель Старинная мебель
Коллекционные вина Коллекционные вина

Поездки за рубеж Поездки за рубеж

СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ

антиквариат 11 марта состоится
антикварный аукцион
по пятницам
Каталог аукциона

 

антиквариат 16 марта состоится
антикварный аукцион
по средам
Каталог аукциона

 

антиквариат 25 марта состоится
Аукцион Месяца
(Первоапрельский Аукцион)
Каталог аукциона


"ГЕЛОС" - Библиотека коллекционера

Фальк Роберт Рафаилович // Библиотека коллекционера

Фальк Роберт Рафаилович

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Родился, жил и работал в Москве. Учился в художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина, в частной студии И.И.Машкова (1903-1904) в МУЖВЗ (1905-1910) у К.А.Коровина и В.А.Серова. В 1928-1938 г.г. жил в Париже. Посещал Италию (1910-1911). Один из основателей общества "Бубновый валет" (1910-1917), экспонент и член объединений "Мир искусства" (1911-1917, 1921, 1922), московские живописцы (1925), ОМХ (1925-1928), АХРР (1925-1928). В годы войны жил и работал в Самарканде (1941-1944) и искал работу в Прокопьевске. Преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (с 1918). Профессор. Художественный рейтинг 1А — художник мировой известности.

Долгое время его творчество не получало заслуженной оценки и широкого признания, но минули десятилетия, и искусство Фалька нашло дорогу к сердцам людей, его работы сейчас — в залах ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГРМ и др. собраниях. Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым, Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически-изысканные, хотя и вполне натурные феерии.

Будучи учеником Коровина и Серова Фальк был членом обществ "Мир искусства", и "Голубая роза", и Ассоциация художников революционной России. Но наиболее родным для него оказался "Бубновый валет". Прошедший классическую школу живописи, а затем усвоивший уроки Сезанна, Фальк предпочел декоративную систему живописи, изображая мир таким, каким он его видел.

Роберт Фальк был философом живописи, ибо во всех вещах, которые он изображал, прежде чем перенести их образ на полотно, он искал суть. Для него не был важен конечный результат, он рисовал для того, чтобы понять загадку мироздания тем способом, который был подарен ему Судьбой... Его искусство заставляет найти в каждом элементе живописи глубокий след жизни.

"Русские просторы". Холст, масло. 55,1х110,3. Вторая половина 1920-х гг. Экспертиза ГТГ. Из собрания А.В. Щекин-Кротовой.

Стринг русской живописи, 28 мая


У него был удивительный взгляд на жизнь. Его можно было бы назвать теоретиком простоты. Казалось, Фальк принимал все, что его окружало, без какой-либо вычурности, надуманности. Естественность вещей более всего приводила его в восхищение и давала новые импульсы для работы. Именно это и определило его дальнейшее творчество: простые натюрморты, незатейливые пейзажи, подчас суровые портреты... Однако все они пронизаны не только гармонией красок, но и особой гармонией музыки, той самой, которой Фальк предпочел живопись, но которую никогда не оставлял... Вся его живопись - это "музыка для глаз".

Фальк рассказывал своим друзьям, что слышит общее оркестровое звучание всех цветов в картине, различает звучание каждого инструмента-цвета в отдельности и понимает, что скрипка - красный или контрабас - коричневый, - здесь ведущие, а литавры - бирюзовый. Фальк - композитор и дирижер всего этого цветового созвучия...

Аукционный Дом «Гелос» не впервые сталкивается с полотнами этого выдающегося художника. Напомним, что с 18 июля по 1 сентября 2001 года в музее аукционного дома "Гелос", проходила уникальная выставка работ Роберта Рафаиловича Фалька, которая, по оценкам искусствоведов, стала неповторимым событием в культурной жизни Москвы. Вниманию широкой публики были представлены редкие работы, ранее спрятанные от чужих глаз. Коллекция, экспонируемая на выставке, была любезно предоставлена семьей супруги Роберта Рафаиловича - Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой.

"Масштабные и обладающие глубоким психологическим содержанием работы Фалька редко появляются в продаже",- отмечают эксперты. Разумеется, здесь большую роль играет вопрос престижа. Иметь работы Фалька - это престижно.

Биография художника

Р. Фальк. Автопортрет в желтом. 1924

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) живописец, график, художник театра. Родился, жил и работал в Москве. Учился в худ. школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина, в частной студии И.И. Машкова, в МУЖВЗ у К.А.Коровина и В.А. Серова. Один из основателей обществе «Бубновый валет», экспонент и член объединения «Мир искусства», «Московские живописцы», ОМХ, АХРР. Занимался в школах-студиях К.Ф.Юона и И.И.Машкова (1904–1905), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905–1909), где особое влияние на него оказали В.А.Серов и К.А.Коровин. Жил в основном в Москве, а в 1928–1937 – в Париже. Годы эвакуации (1941–1943) провел в Башкирии и Средней Азии. Писал натюрморты, пейзажи , портреты. Живописное мастерство Фалька основано на традициях «русского сезаннизма». В творчестве решал прежде всего живописные, художественные задачи.

Биография Роберта Фалька – это история русской живописи с начала ХХ века и до нонконформистских 60-х. В 1910-х годах каждый уважающий себя артист принадлежал к какой-нибудь группировке. Молодые художники, собравшиеся вокруг объединения с вызывающим для того времени названием “Бубновый валет”: Лентулов, Фальк, Машков, Кончаловский, Рождественский, Куприн, почитали одного бога в искусстве – Поля Сезанна, а всю остальную живопись “считали сплошь тривиальной и мещанской”. “Даже Боттичелли вызывал у меня оппозицию своим чересчур явным совершенством формы” – такое заявление от недавнего выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученика Серова и Коровина, Васнецова и Левитана, – Роберта Фалька звучало новаторски. “Резвяся и играя”, “бубновые валеты” осуществили особую миссию – они привили на русскую почву французскую художественную культуру. Взяв за основу сезанновский «красочный апофеоз вещества» и добавив к нему русский здоровый материализм: “влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до “лубочности” выразительность”, “бубновые валеты” на многие десятилетия определили “франкофильскую” направленность русского искусства.


Знаменитая фальковская мастерская на Мясницкой, в лучшие годы бывшая местом паломничества молодых художников, стала прообразом шестидесятнического диссидентского “салона”. Недаром именно Роберта Фалька поколение неофициального искусства 1960-х годов выбрало своим духовным воспитателем. Его принципиально бесконфликтная живопись, сосредоточенная на внутренних процессах, была символом нонконформизма. А жизненную позицию мастера – “Только когда я неплохо пишу, я чувствую себя приличным человеком” – сделала своим девизом плеяда новых “свободных художников”.

Еще во Франции Фальк, безгранично одинокий, как все истинные творцы, стал организовывать так называемые фальковские "музыкальные вечера". Самые именитые русские семьи, эмигрировавшие из России после революции 1917 года, приходили к Роберту Фальку на званые обеды. Играли в четыре руки Генделя, Гайдна, Бетховена, Шумана и самых любимых Фалька - Моцарта и Баха. Да и в России, в Москве, куда художник вернулся в 1937 году, эти вечеринки продолжились. Художник был дружен с ведущими пианистами того времени - Гилельсом, Нейгаузом и Рихтером. Рихтер учил Фалька музыке, а Фальк Рихтера - живописи...

Заветы Фалька еще долго звучали в отечественном искусстве, эхо их слышно до сих пор; стоит вспомнить, что стареющему мэтру внимал Эрик Булатов; традицию его искусства – через своего отца Семена Чуйкова – воспринял Иван Чуйков, опыт фальковской живописи изучал Илья Кабаков.

Роберт Фальк на аукционах

Гелос, Аукцион Года, 26 февраля

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)
"Русские просторы (Пейзаж с копнами)"
2 половина 1920-х годов
Холст, масло. 55,1х110,3
Каталог Аукциона>>>



Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)
"Женский портрет"
1947 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель.
63,5х49,5
Каталог Аукциона>>>



Опубликовано: gelos в Март 21, 2005 05:06 PM
Внимание! Перепечатка материалов (фото, тексты), ссылки на любые материалы без разрешения ООО Аукционный Дом "Гелос" запрещены.
Главная | Аукционный Дом Гелос | Оценка антиквариата | Антикварные аукционы |
Интернет-аукцион антиквариата |
Добавить в Избранное